HomeНародная стихия и интеллектуальная бестолочь

Народная стихия и интеллектуальная бестолочь

выступление Растеряева на канале «Культура» в апреле 2012 года. В качестве участника поэтического состязания молодых авторов Игорь как бы соревновался с юристом-интеллектуалом из Питера. Судьи — поэт-мэтр Юрий Ряшенцев и поэт-провокатор Виталий Пуханов. Первым начал Игорь — на видео минуты с 14-й. Это надо видеть. То, как менялись лица у молодых ребят в студии, таких же поэтов-интеллектуалов, старательно ищущих оригинальные рифмы, когда они увидели перед собой какого-то растеряху в куртке, который под гармошечку стал переворачивать им души. То, как смотрели судьи и ведущий — как на нечто невиданное и смущавшее их. Но внимательно, вдумчиво, настороженно, волнительно.

Что это было? Как это назвать? Это Русь певческая пришла на телевидение. Не старая, не фольклорная Русь, которую засовывают в эстрадные концерты, чтобы как-то они были похожи на концерты в России, а не в Алабаме, а современная, нынешняя, тутошняя, но неизвестная нам до сих пор. Наша растеряевская… С «синими табличками деревенских улиц» и «васильками и ромашками вместо Вась и Романов». Многострадальная и великая Русь, наша родная земля.
Насколько это непривычно было слушать им там, на тусовке интеллектуалов-поэтов, настолько же непривычно зрителям видеть это на современном телевидении. Даже на канале «Культура». Дай Бог, пока только на канале «Культура».

Затем вышел поэт-интеллектуал… и этот контраст надо тоже обязательно увидеть. Ничего особенного, обычный старательный рифмоплёт, бывает похуже. В другой бы раз его бы не заметили или даже поаплодировали. А тут, после «Георгиевской ленточки» — страшный конфуз. Какие-то разные планеты в противоположных вселенных. Что-то жалкое, натужное и несуразное рядом с настоящим и вечным.

Далее выступили судьи. Ряшенцев, автор слов песни «Пора-пора-порадуйся», сказал о Растеряеве пространно, но довольно точно. Особенно в своей формулировке, что это проявление «ненормально одарённой страны России» и что «за этим стоит стихия, бескрайняя, несчастная, удалая Русь, которая удивляет каждый раз новой музыкой». Стихия — очень верное определение растеряевского творчества. Пусть не всегда идеально обтёсанная, порой кажущаяся неказистой, но когда отдаёшься ей полностью, она уносит тебя по волнам национальной памяти и мечтаний духа, а точные слова вбиваются в память как будто собственные мысли.

Потом взял слово второй судья — поэт-провокатор, и бросил ремарку о том, что благодаря инновационному творчеству Растеряева в стране может быть возрождён какой-нибудь завод гармошек, и у сотен людей появится работа. В этих подлых словах сквозит такая зависть никчёмного и пошлого к настоящему народному искусству, такая, почти расовая, ненависть интеллектуальной бестолочи к русскому творчеству и созиданию, что просто физически ощущаешь содержание слов: «Когда вы задыхаетесь, мне становится легче дышать».

В конце выступления Игорь впервые прочитал свои стихи из песни «Звонарь». Звучит совсем по-иному, но столь же талантливо. Это стихи, братцы, это Поэзия. «Воскреси хорошее, погаси плохое, друг мой, медный колокол, в сердце у меня» и «звёздочками небо как сахарком поморосил» — это не слабее, чем у Высоцкого «отражается небо в лесу как в воде» и «только он не вернулся из боя».
Что тут сказать? (шёпотом и со сдерживаемым восторгом) Дождались…

[hide]источник[/hide]

Posted in Без рубрики